Мы знаем, какое
громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные,
возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Проявления у ребенка
внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.
Особого внимания к
себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и
физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся
впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло
текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические;
радостное, в меру представ ленное разнообразие их питает и поддерживает.
В этом смысле надо
отметить громадное положи тельное значение праздников. Праздник, педагогически
правильно организованный, нарушает однообразие те кущей жизни, вносит в жизнь
детей новое ценное со держание, возбуждает чувство радости, стимулирует к
деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром
Пирогов в своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о детских
праздничных выступлениях, отмечает значение таковых для развития речи детей.
В подготовке к
празднику должны соответственно возрасту и возможности участвовать сами дети.
Под подготовкой к празднику мы подразумеваем обсуждение его содержания,
организацию праздничной среды и систематизацию репертуарного материала.
Совершенно недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей,
многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается постепенно в
процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося запаса перед праздником
отбирается необходимое.
И подготовка к
празднику во всех ее проявлениях, и проведение самого праздника предоставляют
широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка; но нас
интересует главным образом центральный момент каждого праздника — предлагаемое
детям зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут
являться действующими лица ми и могут быть зрителями. В первом случае
проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором — они слухом
воспринимают чужую речь. В интересах их речевого развития значительно и то и
другое. Организуя праздники, мы должны и тому и другому уделять время и
внимание.
Что же мы можем
предоставить детям-зрителям? Театральные пьесы, концерты литературные чтения с
волшебным фонарем, киносеансы, Петрушку и т. д.
Бывают случаи, когда
материал, предлагаемый детям в виде куплетов, частушек, может только опошлить
вкус детей.