Кроме предметов практического жизненного значения, существует еще категория предметов, имеющих в жизни детей особое значение. Мы разумеем игрушки. В игрушках представлены в уменьшенном виде те же предметы жизненного окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. В занятиях с маленькими еще не говорящими или мало говорящими детьми преобладает речь взрослого. Это тоже своего рода игры. Цель их — ознакомление детей с названиями предметов, их качеств, действий, числовых и пространственных соотношений. Это так называемые показы; каждая новая ситуация, выдвигаемая занятием, претворяется в показ, в действие: кукла стоит, сидит, бежит, упала, встала, ест, пьет, катается в тележке, танцует с мишкой, спит и т. п. Педагог последовательно проделывает на столе перед сидящими детьми означенные действия, сопровождая их четкой выразительной речью. Действия тех или иных игрушечных персонажей, поясняемые словом, увлекают детей, они с напряженным вниманием следят за ними, не заме чая рук, манипулирующих игрушками, и реагируют такое представление-показ взрывами радости.
<Наступает время, когда дети начинают произносить слова, видя развертывающийся перед ними процесс: «Па!» — восклицают они при падении куклы. «Вау-вау!» —при появлении собачки. «Неть!» — когда мишка уезжает на автомобиле, причем они разводят руками.
По мере развития детей, расширения круга их представлений и навыков речи содержание игр усложняется, число включенных в них персонажей и предметов увеличивается. Активная речь детей проявляется все чаще, дополняя речь взрослого.
Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи с маленькими детьми мы придаем особое значение играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Такие игрушки не поступают в бесконтрольное, свободное пользование детей. Дифференцированные по содержанию и темам, они хранятся в специально для них отведенном месте и служат главным образом для специальных занятий, организуемых педагогом.
Дети проявляют к таким игрушкам громадный интерес. Желание свободно поиграть ими у них порою так велико, что отказать им в этом невозможно. Нужно только создать условия для игры, обеспечивающие сохранность игрушек.
Игрушки эти подбираются по категориям. Люди: фигурки детей, рабочих, колхозников, солдат, пионеров и т. п.
Дидактически оборудованная кукла: а) мебель, б) платье, в) белье, г) обувь, д) посуда, е) предметы жизненного обихода.
Жилища людей и их окружение. Строения разных типов.
Средства передвижения.
Животные домашние и дикие.
Птицы домашние и дикие.
Овощи, плоды, грибы и т. п.
Орудия труда.
Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5
, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
, 27, 28, 29, 30, 31, 32
, 33, 34, 35, 36, 37, 38,
39, 40, 41, 42, 43,
44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52,
53, 54, 55, 56, 57, 58, 59
, 60, 61, 62, 63
, 64, 65, 66, 67, 68, 69
, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76
, 77, 78, 79, 80, 81, 82
, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89,
90, 91, 92, 93, 94, 95, 96
, 97, 98, 99, 100, 101
{
include("../2.php");
}
?>