Преимущества занятия, проведенного с яблоком, в данном случае очевидны. Образовательное значение подлинного предмета оказалось выше, чем изображение предмета на картинке.

Обращаем внимание на значение для развития речи детей их самостоятельных творческих рисунков. Ребе нок, не умеющий еще писать, зарисовывает свои мысли и впечатления. Этой наклонностью детей графически передавать свой внутренний мир следует пользоваться для стимулирования их к речи. Есть дети, которые способны рисовать подолгу; часто листы заполняются изображениями предметов и явлений, оживающих в их сознании.

Рисуя, ребенок говорит, отражает все воспроизводимое им карандашом на бумаге в слове. Но мы можем организованно использовать его рисунок в интересах развития его речи. Если этой цели может служить любая картина, то тем более ей может служить собственный творческий рисунок ребенка. Нашим полным интереса отношением к рисункам детей мы можем их поощрять, пояснять словом, что они нарисовали. Рисунки детей следует собирать, между прочим, и для этой цели.

Хорошо предлагать детям высказываться о рисунках товарищей. Для этого, конечно, годятся только рисунки, содержание которых представлено достаточно понятно и разборчиво. Такие рисунки могут служить материалом для всех видов работ по картинам, о которых речь была выше. Как продукт собственного творчества детей они особенно ценны в интересах развития их слова.

Приводим высказывания детей по картинке, нарисованной незнакомым им мальчиком. На картине изображено озеро, по которому плывет лодка с гребцами; по воде плавают утки. За озером— высокая гора

Маня (4 года 2 месяца): «Утки плывут. Море, елки, лодка, песок, птица, небо, солнце».

Катя (7 лет 4 месяца): «Ехали четыре мальчика на лодке и удили рыбу. Пришли к речке три уточки и поплыли. Мальчики не могли поймать рыбок, потому что они все уплыли, а три маленьких мальчика устали грести. Тогда они поехали назад домой. Подъехали к берегу и пошли по дорожке через лес.

Вышли на полянку и пошли полянкой до другого леса, а за тем лесом стоял их дом. Они пришли домой и рассказали маме, что не поймали ни одной рыбки. А к речке пришла девочка и позвала уточек. А уточки немножко еще поплавали и пошли домой вместе с девочкой, а рыбки спрятались глубоко в воду».

Интересно то, что старшие дети, рассматривая картинки, нарисованные детьми же, склонны отмечать их достоинства и недостатки, причем они иногда очень тонко разбираются в том и другом. Притом, легко на ходя несообразности и ошибки в рисунках других, они воспроизводят те же несообразности в собственных рисунках. Такая критическая оценка рисунка ребенком содействует развитию его языка, суждения на основе собственного опыта.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101