Подбор картинок к стихам, рассказам

Такое занятие может предлагаться изредка и индивидуально в виде игры «Кто больше увидит?» детям с неустойчивым вниманием и отстающим в речи.

Занятия по картинам ведутся индивидуально и коллективно. Последние, конечно, преобладают - Надо следить за тем, чтобы дети соблюдали установленные правила: говорить поочередно, друг друга не перебивать, быть внимательным к тому, что говорят товарищи, вносить поправки, дополнения. В этом — дисциплинирующее значение таких занятий.

Занятия по картинам должны чередоваться с занятиями с подлинными предметами и игрушками. Если картины развивают в детях внимание, сосредоточенное созерцание, что способствует зрительному восприятию большого числа деталей и слов, то реальный предмет, упражняя несколько анализаторов и моторную сферу ребенка, оказывает влияние и на другие существенные стороны его развития.

Приводим высказывание девочки 3 лет 10 месяцев,

последовательно опрошенной по реальному предмету (яблоко) и картинке (груша).

Клара (берет яблоко в руки, вертит, жмет, гладит) говорит: «Гладкое. (Нюхает.) Пахнет чуть-чуть-чуть. А есть яблоки, которые сильно пахнут. (Продолжает вертеть.) Красное, а тут немножко беленькое. Тут пятнышко черное, маленькое. Вкусное, а может быть и не очень. Можно куснуть?» Руководительница. Откусить? Лучше разрежем яблоко; принеси ножик. Клара убегает и возвращается с тарелкой и ножиком. «Ах, надо вымыть. (Убегает с яблоком. Возвращается.) Я сама. (Разрезает яблоко на две половины.) Твердое, а бывают и мягкие яблоки. Ах, я разрезала семечко! Видишь? (Показывает. Продолжает разрезать яблоко на мелкие части.) Можно? (Берет кусочек в рот, жует.) Кислое. Я люблю кислые. Я и лимон люблю. Мне мама дает лимон. А папа кислое яблоко в рот не возьмет. Я отнесу Люле. Можно? (Убегает)...»

Участвовали следующие анализаторы: зрение, обоняние, осязание, вкус, моторное чувство, мышечное чувство.

Выявлены такие сенсорные представления: цвет, размер, вкус, ощущение поверхности, плотности.

Двигательная сфера проявилась в ощупывании яблока, разрезании, беге.

Социальные проявления: «Я отнесу Люле».

Гигиенические навык и: «Надо вымыть».

Мышление: «Яблоко твердое, бывают и мягкие».

Клара трет пальцем картинку и говорит: «Желтая, а этот бок—зеленый. Тут — хвостик, а тут — такая штучка (пятнышко). Я кушаю яблоки каждый день, а груши — редко. Больше ничего».



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101