ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Лето, пребывание детей на открытом воздухе, среди природы и ее бесчисленных благ побуждают ребенка к движению, игре, труду, разговору больше, чем в любое другое время года. Творческий опыт ребенка обусловлен его двигательным фондом, а мы знаем, какую большую роль в проявлениях последнего играют окружающая среда, подражание.

Ребенок наблюдает труд дровосека, рыболова, пастуха, тракториста и т. п. и стремится не только подражать им в игре, но поработать самому, по-настоящему.

Детей надо знакомить с явлениями не только лет ней природы, не и легкого руда. На продуманно организованной площадке они будут воспроизводить труд в игре, а в своем саду, огороде осуществлять подлинный труд. Лексикон их пополнится номенклатурой, обусловленной их знакомством с разными видами и приемами трула, необходимыми для них орудиями.

Приемы одного вида труда, допустим огородного, очень разнообразны: можно сажать, сеять, полоть, окучивать, прореживать, копать, разрыхлять землю и т. д. Дети легко запоминают эти выражения и правильно употребляют их в соответствии с тем, что они делают, если педагог на них воздействует примером собственной речи.

Ребенок не скажет про серп — это такая коса, не назовет применительно к собственной удочке поплавок пробочкой, а лесу — веревочкой. Он знает, что дрова колют, а не рубят.

Организованные подвижные игры детей будут закреплять их реальные восприятия. Такие игры, как «Пас тух и стадо», «Щука и рыбки», «Птички, курочки, пчелки», «Гуси серые, домой» и др.1, заполнятся летом ос мысленным содержанием, которое не поблекнет, когда дети будут в них играть зимой.

Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.

Здоровые дети, живо реагирующие на окружающее, говорят много. Их разговор обусловлен, с одной стороны, их физическим и эмоциональным состоянием, а с другой — многообразием и содержанием их интересов, но он носит преимущественно бессистемный, случайный характер.

Наилучшим методическим приемом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. Свободная, непринужденная беседа, поддерживаемая интересом детей, является одним из сильнейших факторов развития речи. О чем беседовать с детьми, где, когда подскажут педагогу сама жизнь, совместно с детьми воспринятые впечатления, наблюдения.

Темы летних бесед будут, конечно, главным образом обусловлены летними впечатлениями, но мы не преминем изредка побеседовать .с детьми о виденном и пере житом ими зимой. Жизнь в своем непрерывном течении постигается глубже при сравнении ее обусловленных явлений. «Ничто так не уясняет особенности какого- ни будь представления, как противоположность его другому представлению, — говорит Ушинский. — Если мы хотим запечатлеть в душе дитяти особенность какой-нибудь картины, то лучше всего прибегнуть к сравнению с другой картиной, в которой было бы сгруппировано более противоположных признаков». Что может быть более противоположно, контрастно картинам лета, чем картины зимы? Картина лета расстилается перед глазами детей во всей роскоши своей живой действительности-Зима же давно прошла. Ее образы начинают зарастать травой забвения, но их можно оживить путем припоминания, путем живого слова, показа картинок, и заработает память детей, оживут бывшие впечатления, когда-то виденные картины, и ярче, убедительнее и точнее предстанут настоящие.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101