Лето, пребывание
детей на открытом воздухе, среди природы и ее бесчисленных благ побуждают
ребенка к движению, игре, труду, разговору больше, чем в любое другое время
года. Творческий опыт ребенка обусловлен его двигательным фондом, а мы знаем,
какую большую роль в проявлениях последнего играют окружающая среда, подражание.
Ребенок наблюдает
труд дровосека, рыболова, пастуха, тракториста и т. п. и стремится не только
подражать им в игре, но поработать самому, по-настоящему.
Детей надо знакомить
с явлениями не только лет ней природы, не и легкого руда. На продуманно организованной
площадке они будут воспроизводить труд в игре, а в своем саду, огороде
осуществлять подлинный труд. Лексикон их пополнится номенклатурой,
обусловленной их знакомством с разными видами и приемами трула, необходимыми
для них орудиями.
Приемы одного вида
труда, допустим огородного, очень разнообразны: можно сажать, сеять, полоть,
окучивать, прореживать, копать, разрыхлять землю и т. д. Дети легко запоминают
эти выражения и правильно употребляют их в соответствии с тем, что они делают,
если педагог на них воздействует примером собственной речи.
Ребенок не скажет про
серп — это такая коса, не назовет применительно к собственной удочке поплавок
пробочкой, а лесу — веревочкой. Он знает, что дрова колют, а не рубят.
Организованные
подвижные игры детей будут закреплять их реальные восприятия. Такие игры, как
«Пас тух и стадо», «Щука и рыбки», «Птички, курочки, пчелки», «Гуси серые,
домой» и др.1, заполнятся летом ос мысленным содержанием, которое не
поблекнет, когда дети будут в них играть зимой.
Особенно эффективны в
интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или
песней.
Здоровые дети, живо
реагирующие на окружающее, говорят много. Их разговор обусловлен, с одной
стороны, их физическим и эмоциональным состоянием, а с другой — многообразием и
содержанием их интересов, но он носит преимущественно бессистемный, случайный
характер.
Наилучшим
методическим приемом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для
систематизации их знаний и представлений является беседа. Свободная, непринужденная
беседа, поддерживаемая интересом детей, является одним из сильнейших факторов
развития речи. О чем беседовать с детьми, где, когда подскажут педагогу сама
жизнь, совместно с детьми воспринятые впечатления, наблюдения.
Темы летних бесед
будут, конечно, главным образом обусловлены летними впечатлениями, но мы не
преминем изредка побеседовать .с детьми о виденном и пере житом ими зимой.
Жизнь в своем непрерывном течении постигается глубже при сравнении ее
обусловленных явлений. «Ничто так не уясняет особенности какого- ни будь
представления, как противоположность его другому представлению, — говорит
Ушинский. — Если мы хотим запечатлеть в душе дитяти особенность какой-нибудь
картины, то лучше всего прибегнуть к сравнению с другой картиной, в которой
было бы сгруппировано более противоположных признаков». Что может быть более
противоположно, контрастно картинам лета, чем картины зимы? Картина лета
расстилается перед глазами детей во всей роскоши своей живой
действительности-Зима же давно прошла. Ее образы начинают зарастать травой
забвения, но их можно оживить путем припоминания, путем живого слова, показа
картинок, и заработает память детей, оживут бывшие впечатления, когда-то
виденные картины, и ярче, убедительнее и точнее предстанут настоящие.