Мы не можем не
привести яркие слова Фребеля, которыми он выражает свое отношение к хорошему
рассказчику: «Хороший рассказчик—неоценимое сокровище. Благо тем детям,
которые им располагают. Он имеет большое влияние, облагораживающее
влияние, тем более облагораживающее, чем меньше он," по-видимому, задается
этой целью. Низко и почтительно кланяюсь я настоящему рассказчику и с искренней
благодарностью жму ему руку. Но у него есть лучший привет, чем мой: смотрите,
какие радостные лица, блестящие глаза и шумный восторг встречают его и какой
цветущий кружок ребят толпится вокруг него как венок свежих цветов, вокруг
певца радости и веселья!»
Что же рассказывать
детям? Да все, что доступно" их возрасту и пониманию: сказка, повесть,
событие из жизни человека, животных, растений, проявления бью щей кругом жизни,
многое, с чем они встретятся потом в книге,- все это должно пройти на заре их
жизни перед их сознанием в виде яркого, образного рас сказа.
Особое внимание
должно быть уделено народному творчеству. Мы не будем говорить о значении
сказок в общем, о тех тончайших, иногда едва уловимых связях, которые
существуют между сказкой и психикой ребенка. Мы коснемся только одной стороны
этого огромного по своему значению вопроса — влияния сказок на культуру языка
детей. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не
проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам
необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить
одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор
культуры речи детей первенствующего значения.
Всеобъемлющий гений
Пушкина и тог нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина
одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего со держание и силу из
творческих недр народа.
Горький говорит, что
сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о
лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бес страшная сила; что устная
поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница
книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и
богатством нашего языка.
Нужно ли говорить о
том, что сказки требуют тщательного, педагогически обоснованного выбора? В
первую очередь должны выдвигаться народные сказки из животного эпоса. Из сказок
индивидуального творчества наиболее ценны те, содержание которых великие
мастера и художники слова заимствовали у того же народного творчества, как-то:
сказки Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, «Аленький цветочек» Аксакова, «Три
медведя» Толстого; большинство их доступно уже детям дошкольного возраста. Мы
относим эти сказки к числу тех художественных произведений, которые не
допускают пересказа: их надо или заучить наизусть, или читать по книге.
Окружающая нас жизнь,
общественность, быт являются неистощимым источником материала для рассказывания.
Хороших книжек с реалистическими рас сказами немного, особенно для маленьких
детей. Да и плох тот педагог, который будет черпать нужный материал только из
книги. Он должен знать лучше автора любой книги, что нужно для его детей в тех
условиях, в которых он работает. Нужный материал он может находить сам. Он
должен развить в себе умение пере давать его детям в виде простого интересного
рассказа. Личный элемент в таких рассказах, личные переживания, наблюдения
рассказчика играют огромную роль; на такие рассказы дети реагируют с особым
интересом. Недаром рассказы мамы или любимой воспитательницы о временах и
событиях, когда они были маленькие, дети особенно любят. Рассказ о собаке,
принадлежавшей маме или другому, хорошо известному лицу, задевает их глубже,
чем приключения неведомо кому принадлежавшей Жучки.