ПИСЬМА

Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форм изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное — дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Ребенок должен понимать, что писать надо лишь о том, что представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередь зависит от того, кому письмо предназначается. То, что полно захватывающего интереса в письме к матери, будет неинтересным в письме к знакомому.

Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее подготовка к овладению эпистолярным искусством, использование его как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен понять, что письмо — средство общения между людьми. В письмах люди сообщают друг другу о подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда либо. Следует развивать в детях от ношение к письмам как к делу серьезному; надо хорошенько обдумать, что будешь писать, как лучше изложить свои мысли.

Письмо к тому или другому лицу составляется коллективно. Дети под руководством воспитательницы обсуждают, что и как написать, а пишет сама воспитательница. Само собой разумеется, что писать следует только действительные письма существующим и близким лицам. Такое занятие возможно уже с трех-, четырехлетними детьми. Заболела любимая воспитательница, не ходит в детский сад. Как не предложить малышам: «Давайте напишем тете письмо, узнаем, что с ней, не лучше ли ей, когда она вернется к нам». Воспитательница берет бумагу и перо, собирает детей: «Как мы начнем наше письмо? Давайте начнем так: «Милая тетя Оля!» Теперь говорите, что написать тете Оле; говорите поочередно, что у нас в детском саду произошло особенно' интересного». Дети высказываются: «У нас были котлеты, Коля разбил тарелку (дети любят отмечать провинности товарищей, их следует от этого удерживать), мы катались на санках, мы кормили птичек. Люда упала и ушиблась» и т. п. Высказывание идет не особенно гладко, детям приходится напоминать о том или другом происшествии, которое, несомненно, заинтересует тетю Олю.

Так или иначе письмо написано, дети поочередно диктуют свои имена для подписи; иногда по личной инициативе предлагают вложить в конверт свои рисунки. На глазах детей с соответствующими пояснениями письмо вкладывается в конверт, надписывается адрес, наклеивается марка, и дети во время прогулки опускают письмо в почтовый ящик. Тетя Оля не замедлит, конечно, ответить на письмо детей. Она пришлет длинное и интересное письмо, которое будет прочитано детям вслух. Обычная реакция на такое письмо — писать сей час же опять.

 

Хорошо писать письма и товарищам, заболевшим, уехавшим. Значение этих писем меньше, потому что на них не последует ответа, но зато случаев к отправлению их больше.

С письмами шести-, семилеток дело обстоит иначе. У нас дети, умевшие писать, писали их сами, коллективно, каждый по фразе; все подписывались. Если материала для письма набиралось очень много, письмо писалось воспитательницей под диктовку детей. Отношение к содержанию, стилю такого письма должно быть, конечно, строже, чем к письму малышей. Каждый выдвигаемый вопрос обсуждается с точки зрения его интереса и значимости, дети пытаются излагать свои мысли возможно гладко и литературно. Обращается внимание детей на внешнюю сторону письма, почерк, расположение материала на почтовом листе, на форму обращения,

заключения, пометку числа, года, места отправления, на особенности адреса.

Переписка должна играть в жизни детей не формальную или фиктивную, а реальную, жизнью обоснованную роль. Для этого особенно важно, чтобы люди, с которыми дети переписываются, относились к этому делу серьезно, вдумчиво, с интересом, чтобы ни одно детское письмо не оставалось без ответа. Чувство, мысль; оставшиеся хоть раз без ответа, могут замолкнуть и погаснуть от этого навсегда.

Неизменное правило — предпосылать всякому виду упражнения детей в слове совершенные образцы та кого слова — должно соблюдаться и в данном случае. Потому-то так важно, чтобы взрослые, переписывающиеся с детьми, серьезно относились к содержанию, стилю, внешнему виду своих писем.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101