Письма играют
существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой
форм изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка.
Самое трудное — дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма
содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно
предназначается. Ребенок должен понимать, что писать надо лишь о том, что
представляет ценность и интерес, а то и другое в свою очередь зависит от того,
кому письмо предназначается. То, что полно захватывающего интереса в письме к
матери, будет неинтересным в письме к знакомому.
Но писать письма
могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма.
Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее подготовка к овладению
эпистолярным искусством, использование его как ценного приема по развитию речи
детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте. Ребенок должен
понять, что письмо — средство общения между людьми. В письмах люди сообщают
друг другу о подробностях своей жизни, узнают о жизни других, выражают
благодарность за что-либо, поздравляют, приглашают куда либо. Следует развивать
в детях от ношение к письмам как к делу серьезному; надо хорошенько обдумать,
что будешь писать, как лучше изложить свои мысли.
Письмо к тому или
другому лицу составляется коллективно. Дети под руководством воспитательницы
обсуждают, что и как написать, а пишет сама воспитательница. Само собой
разумеется, что писать следует только действительные письма существующим и
близким лицам. Такое занятие возможно уже с трех-, четырехлетними детьми.
Заболела любимая воспитательница, не ходит в детский сад. Как не предложить
малышам: «Давайте напишем тете письмо, узнаем, что с ней, не лучше ли ей, когда
она вернется к нам». Воспитательница берет бумагу и перо, собирает детей: «Как
мы начнем наше письмо? Давайте начнем так: «Милая тетя Оля!» Теперь говорите, что
написать тете Оле; говорите поочередно, что у нас в детском саду произошло
особенно' интересного». Дети высказываются: «У нас были котлеты, Коля разбил
тарелку (дети любят отмечать провинности товарищей, их следует от этого
удерживать), мы катались на санках, мы кормили птичек. Люда упала и ушиблась» и
т. п. Высказывание идет не особенно гладко, детям приходится напоминать о том
или другом происшествии, которое, несомненно, заинтересует тетю Олю.
Так или иначе письмо
написано, дети поочередно диктуют свои имена для подписи; иногда по личной
инициативе предлагают вложить в конверт свои рисунки. На глазах детей с
соответствующими пояснениями письмо вкладывается в конверт, надписывается
адрес, наклеивается марка, и дети во время прогулки опускают письмо в почтовый
ящик. Тетя Оля не замедлит, конечно, ответить на письмо детей. Она пришлет
длинное и интересное письмо, которое будет прочитано детям вслух. Обычная
реакция на такое письмо — писать сей час же опять.
Хорошо писать письма
и товарищам, заболевшим, уехавшим. Значение этих писем меньше, потому что на
них не последует ответа, но зато случаев к отправлению их больше.
С письмами шести-,
семилеток дело обстоит иначе. У нас дети, умевшие писать, писали их сами,
коллективно, каждый по фразе; все подписывались. Если материала для письма
набиралось очень много, письмо писалось воспитательницей под диктовку детей.
Отношение к содержанию, стилю такого письма должно быть, конечно, строже, чем к
письму малышей. Каждый выдвигаемый вопрос обсуждается с точки зрения его интереса
и значимости, дети пытаются излагать свои мысли возможно гладко и литературно.
Обращается внимание детей на внешнюю сторону письма, почерк, расположение
материала на почтовом листе, на форму обращения,
заключения, пометку
числа, года, места отправления, на особенности адреса.
Переписка должна
играть в жизни детей не формальную или фиктивную, а реальную, жизнью
обоснованную роль. Для этого особенно важно, чтобы люди, с которыми дети
переписываются, относились к этому делу серьезно, вдумчиво, с интересом, чтобы
ни одно детское письмо не оставалось без ответа. Чувство, мысль; оставшиеся
хоть раз без ответа, могут замолкнуть и погаснуть от этого навсегда.
Неизменное правило —
предпосылать всякому виду упражнения детей в слове совершенные образцы та кого
слова — должно соблюдаться и в данном случае. Потому-то так важно, чтобы
взрослые, переписывающиеся с детьми, серьезно относились к содержанию, стилю,
внешнему виду своих писем.