Какое громадное
воспитательное значение могут в этом смысле оказать живые беседы, опирающиеся
на подлинные явления жизни! Наибольшее количество тем для бесед предоставляет,
конечно, современная детям, непосредственно ими воспринимаемая
действительность, но с того момента, когда начинают действовать чувственные
впечатления, устанавливается и функция памяти. Бюлер отмечает, что на третьем
году сила воспоминания вырастает очень быстро и захватывает промежутки в
несколько месяцев. Всякая функция и всякая сила требует упражнения. Многие из
наших переживаний, впечатлений порастают травой забвения оттого, что мы их не
оживляем припоминанием. Необходимо будить в памяти детей эпизоды и явления из
пережитого ими и осознанного прошлого. Этим мы пре охраняем их от забвения и расширяем
возможность для упражнения речи, манипулируя ожившими образами. Дети 3—4 лет в
течение долгой зимы забывают о многих явлениях лета. Заговорите с ними к концу
зимы о мухах, бабочках, земляных червях, о грозе, реке и т. п., и вы убедитесь,
что в их памяти и сознании не сохранилось соответствующих образов, хотя они все
это видели, наблюдали. Но начните с ними вспоминать о характерных и ярких
эпизодах последнего лета, о связанных с этим предметах и явлениях, покажите им
соответствующие картинки, и вы убедитесь, что когда-то живые, но, казалось,
потухшие образы начнут оживать и находить отражение в слове.
В холодный, темный
зимний день, когда бушует вьюга и окна заносит снегом, мы вспоминаем о самом
теплом, солнечном, жарком летном дне, о пребывании голышом на открытом воздухе,
о купании, о прогулках в лес, на поле, о порхающих бабочках, о цветах... Мы
вывешиваем на стене на день-другой картины о лете. В памяти детей воскресает многое,
казалось, основательно забытое; образы, разбуженные припоминанием, сочетаются в
картине, оживают пережитые настроения, « дети рвутся рассказать о том, что было
и что так контрастно настоящему. Летом вспоминаем зиму с ее стужей, снегом,
проказами. Готовясь к празднику, хорошо вспомнить, как, чем мы отметили этот
праздник в прошлом году; переехав с детьми на дачу, припомнить дачу прошлого
года.
Предрешить, что мы
будем вспоминать, трудно; в первую очередь, конечно, наиболее яркое,
убедительное, что в силу этого глубже врезалось в память.
Чтобы беседы носили
оживленный характер и достигали наибольшего (в смысле развития мыслитель ной
способности детей и их речи), надо стремиться извлекать самостоятельную мысль
детей, личное их отношение к предмету. Умение спрашивать — дело нелегкое, но
еще труднее приучать детей к свободной речи, к расспрашиванию в пределах того
материала, который беседа охватывает. Попытки детей уяснить, осветить этот
материал путем личной инициативы, личных вопросов, исканий надо всячески
поощрять
Педагог должен
держаться в стороне, не подавлять своим авторитетом: его роль главным образом
дирижерская. Он должен следить за ходом беседы, умеслами, приемами направлять
ее, не давать уклоняться в сторону, что нелегко даже со взрослыми собеседника
ми; про детей и говорить нечего. Детская мысль с тру дом подчиняется узде; она
бежит от одного ассоциативного звена к другому с легкостью шара, катящегося по
наклонной плоскости.
«Блажен, кто словом
твердо правит и держит мысль на привязи свою», — сказал Пушкин. Держать мысль
на привязи — трудно дающееся искусство, потому-то и следует прививать его людям
с малолетства. Ребенок должен учиться понимать, что в беседе и в разговоре мы
не должны уклоняться от главного, от того, что является основной темой; что в
изложении наших мыслей должен соблюдаться порядок; что, поддаваясь нашим
ассоциациям, мы можем забрести неизвестно куда и забыть, о чем мы начали
говорить.