К сожалению, слишком
часто в действительности это не так: разъединение представления и слова мы
встречаем на каждом шагу. Человек любит природу, находится с ней в близком
общении. Каждое дерево, цветок, гриб, представленные в его окружении, ему
хорошо известны как знакомое зрительное восприятие, как представитель
определенного вида, а назвать он может лишь немногие из них, все прочие
подводятся под общее название — дерево, цветок, гриб. Конкретные
представления не связываются с обозначающими их словами, которые, как таковые,
человеку тоже известны. Он знает, что вяз — дерево, а не цветок, лютик— веток,
а не дерево, но предложите ему в лесу найти вяз, на лугу лютик, и вы поставите
его в затруднение.
Для очень многих,
можно сказать для большинства, людей разнообразный мир растений, животных,
птиц, насекомых фигурирует в подобном разъединении представления, образа,
предмета со словом, его именующим. Насколько сознательнее будет мышление
человека, во сколько крат выиграет его речь, если этот разлад между понятием и
словом будет устранен! И это вполне воз можно, но работу в этом направлении
надо начинать с детства.
Чтобы довести
восприятия ребенка до полноты и ясности, требуется повторное наблюдение
предметов и повторное восприятие слухом их наименований. Точкой отправления при
переходе от впечатления к мысли, понятию и слову является сопоставление,
сравнение. Что бы ощущать, надо сравнивать и отличать.
Особенно ярко
запоминаются контрастные образы, которые связаны между собой ассоциацией по
противоположности. Ребенок преддошкольного возраста отличит дерево от цветка,
но для него все деревья только деревья, а все цветы только цветы.
Трехлетка отличит
елку от березы или ворону от воробья по их характерным признакам, к которым
привлекается его внимание; и будет правильно называть каждую из этих птиц
присвоенным ей названием, если педагог с пониманием воспитательного значения
точной номенклатуры будет подавать пример безупречно точной речи сам.
С возрастом наблюдательность
ребенка расширяется, внимание крепнет; сравнивая предметы, ребенок начинает улавливать
менее контрастное, более тонкое различие их признаков и особенностей; постепенно
обогащается запас его представлений и слов.
Постепенно углубляя и
расширяя соответствующую работу, можно достигнуть того, что к концу дошкольного
периода дети будут не только различать главнейшие в их природном окружении
представленные деревья, кусты, цветы, грибы, овощи, плоды и т. п., но и
правильно называть каждый из них.