ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

К сожалению, слишком часто в действительности это не так: разъединение представления и слова мы встречаем на каждом шагу. Человек любит природу, находится с ней в близком общении. Каждое дерево, цветок, гриб, представленные в его окружении, ему хорошо известны как знакомое зрительное восприятие, как представитель определенного вида, а назвать он может лишь немногие из них, все прочие подводятся под общее название — дерево, цветок, гриб. Конкретные представления не связываются с обозначающими их словами, которые, как таковые, человеку тоже известны. Он знает, что вяз — дерево, а не цветок, лютик— веток, а не дерево, но предложите ему в лесу найти вяз, на лугу лютик, и вы поставите его в затруднение.

Для очень многих, можно сказать для большинства, людей разнообразный мир растений, животных, птиц, насекомых фигурирует в подобном разъединении представления, образа, предмета со словом, его именующим. Насколько сознательнее будет мышление человека, во сколько крат выиграет его речь, если этот разлад между понятием и словом будет устранен! И это вполне воз можно, но работу в этом направлении надо начинать с детства.

Чтобы довести восприятия ребенка до полноты и ясности, требуется повторное наблюдение предметов и повторное восприятие слухом их наименований. Точкой отправления при переходе от впечатления к мысли, понятию и слову является сопоставление, сравнение. Что бы ощущать, надо сравнивать и отличать.

Особенно ярко запоминаются контрастные образы, которые связаны между собой ассоциацией по противоположности. Ребенок преддошкольного возраста отличит дерево от цветка, но для него все деревья только деревья, а все цветы только цветы.

Трехлетка отличит елку от березы или ворону от воробья по их характерным признакам, к которым привлекается его внимание; и будет правильно называть каждую из этих птиц присвоенным ей названием, если педагог с пониманием воспитательного значения точной номенклатуры будет подавать пример безупречно точной речи сам.

С возрастом наблюдательность ребенка расширяется, внимание крепнет; сравнивая предметы, ребенок начинает улавливать менее контрастное, более тонкое различие их признаков и особенностей; постепенно обогащается запас его представлений и слов.

Постепенно углубляя и расширяя соответствующую работу, можно достигнуть того, что к концу дошкольного периода дети будут не только различать главнейшие в их природном окружении представленные деревья, кусты, цветы, грибы, овощи, плоды и т. п., но и правильно называть каждый из них.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101