В ряду занятий по
живому слову первое место принадлежит рассказыванию. Воспитательное значение
рассказа обусловлено главным образом той радостью, которую он доставляет детям.
Достаточно раз-другой присмотреться к аудитории детей, которым хороший
рассказчик передает хороший рассказ, чтобы убедиться, в какой мере такой
рассказ возбуждает умственную деятельность детей и способствует установлению
между ними и рассказчиком близких душевных отношений.
О чем рассказывать
детям? Ответ напрашивается сам собой; о всем, что обусловлено жизнью,
интересами детей и их личным опытом. Интересы детей летом возбуждаются главным
образом явлениями природы, а по тому в нашем репертуаре будут преобладать
рассказы о животных, растениях, проявлениях летнего труда и летних развлечении.
Под влиянием
эмоционально переданного образного рассказа образы, воспринятые детьми путем
наблюдения, обогатятся новым содержанием, станут ярче, убедительнее. Дети
любят, чтобы их выводили за пределы воспринимаемой ими действительности, и
рассказывание открывает для этого широкие пути.
Рассказывать детям
летом мы будем не дома, а под открытым небом, в местах, непосредственно
связанных с явлениями, живописуемыми в рассказе или сказке; в лесу, на лугу, на
речке, в саду, огороде и т. п. Как материал для рассказывания мы выдвигаем в
первую очередь сказки, рассказы из первой и второй части «Родного слова» К. Д.
Ушинского. Эти совершеннейшие образцы родного слова нашими педагогами часто
недооцениваются, а кое-кому и совсем неизвестны.
К ним мы относим
летние сказки, «Репка», «Коло бок», «Козлятки и волк», «Лиса и дятел», «Петух и
собака», «Волк и старик», «Лиса и кувшин», «Гуси», «Как аукнется, так и
откликнется»; «Кот, лиса и петух», все рассказы о животных и птицах, рассказы
«Кончил дело, гуляй смело», «Как рубашка в поле выросла», «На поле летом», «В
лесу летом» и др.
Мы их будем не читать,
а рассказывать, причем не позволим себе искажать совершенный язык подлинника
собственным переложением.
Педагог должен
развивать в себе способность самому придумывать рассказы. Содержание для таких
рассказов подскажут его личные, совместные с детьми переживания и все богатство
наблюдаемой ими жизни летней природы.
Взрослый человек и
ребенок по преимуществу нуждаются в обновлении своих впечатлений, во временном
нарушении однообразного течения повседневной жизни. Фактором, этому
способствующим, являются праздник и. Воздействуя на эмоциональную сферу детей,
внося в их жизнь новое, необычное содержание, праздники содействуют подъему их
речевой активности. Праздники, протекающие в красочной радостной обстановке
лета, являются в этом смысле особенно значительными.