ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В ряду занятий по живому слову первое место принадлежит рассказыванию. Воспитательное значение рассказа обусловлено главным образом той радостью, которую он доставляет детям. Достаточно раз-другой присмотреться к аудитории детей, которым хороший рассказчик передает хороший рассказ, чтобы убедиться, в какой мере такой рассказ возбуждает умственную деятельность детей и способствует установлению между ними и рассказчиком близких душевных отношений.

О чем рассказывать детям? Ответ напрашивается сам собой; о всем, что обусловлено жизнью, интересами детей и их личным опытом. Интересы детей летом возбуждаются главным образом явлениями природы, а по тому в нашем репертуаре будут преобладать рассказы о животных, растениях, проявлениях летнего труда и летних развлечении.

Под влиянием эмоционально переданного образного рассказа образы, воспринятые детьми путем наблюдения, обогатятся новым содержанием, станут ярче, убедительнее. Дети любят, чтобы их выводили за пределы воспринимаемой ими действительности, и рассказывание открывает для этого широкие пути.

Рассказывать детям летом мы будем не дома, а под открытым небом, в местах, непосредственно связанных с явлениями, живописуемыми в рассказе или сказке; в лесу, на лугу, на речке, в саду, огороде и т. п. Как материал для рассказывания мы выдвигаем в первую очередь сказки, рассказы из первой и второй части «Родного слова» К. Д. Ушинского. Эти совершеннейшие образцы родного слова нашими педагогами часто недооцениваются, а кое-кому и совсем неизвестны.

К ним мы относим летние сказки, «Репка», «Коло бок», «Козлятки и волк», «Лиса и дятел», «Петух и собака», «Волк и старик», «Лиса и кувшин», «Гуси», «Как аукнется, так и откликнется»; «Кот, лиса и петух», все рассказы о животных и птицах, рассказы «Кончил дело, гуляй смело», «Как рубашка в поле выросла», «На поле летом», «В лесу летом» и др.

Мы их будем не читать, а рассказывать, причем не позволим себе искажать совершенный язык подлинника собственным переложением.

Педагог должен развивать в себе способность самому придумывать рассказы. Содержание для таких рассказов подскажут его личные, совместные с детьми переживания и все богатство наблюдаемой ими жизни летней природы.

Взрослый человек и ребенок по преимуществу нуждаются в обновлении своих впечатлений, во временном нарушении однообразного течения повседневной жизни. Фактором, этому способствующим, являются праздник и. Воздействуя на эмоциональную сферу детей, внося в их жизнь новое, необычное содержание, праздники содействуют подъему их речевой активности. Праздники, протекающие в красочной радостной обстановке лета, являются в этом смысле особенно значительными.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101