Игра №5. Систематизация представлений
Систематизация
ведется не по общежитиям, а по другим признакам. Возможны такие группировки:
растения, орудия труда, дикие и домашние животные, плоды, люди, цветы, здания и
т. п. Кар точки делятся между играющими детьми. Руководительница или кто-нибудь
из играющих детей называет тот или иной вид представлений, например животные
или луговые цветы. Соответствующие карточки отбираются рядами или столбиком на
столе.
Игра № 6. Составление
картины
Ребенку
вручается одна из таблиц со всеми относящимися к ней карточками. Таблица
кладется на стол картиной вверх. Ребенок берет одну из карточек и, внимательно
вглядываясь в представленную на ней часть картины, ищет соответствующую часть
на цельной картине и накладывает карточку соответствующим образом. В итоге
образуется картина.
Целая
картина выкладывается перед, ребенком, который составляет такую же картину из
частей, не накладывая карточку на картину, а располагая их на столе рядом.
Ребенок
подбирает нужные карточки и складывает соответствующую картину, не имея для
руководства целой картины.
Все эти игры и занятия
сопровождаются речевым выявлением внутренних восприятий. Руководительница
следит, чтобы это имело место, следит за правильностью словесных оборотов, с
тактом и осторожностью изыскивает возможности для исправления ошибок речи.
Цельные картины и
карточки могут служить всем видам сен сорных и лингвистических занятий,
выдвигаемых соответствующей методикой,— номенклатуре, описанию предметов,
сравнению их, составлению рассказов и т. п.
В интересах детей,
приступивших к чтению, к лото приложены карточки с напечатанными на них
словами, определяющими содержание картинок. Играя в лото, дети прочитывают чти
карточки ими накрывают картинки или раскладывают карточки на столе,
систематизируя их соответственно желанию.
Малышам (4—5 лет)
можно предложить подбирать к определенной таблице с мелкими рисунками
соответствующие, заранее руководительницей отобранные карточки. Они
руководствуются при этом исключительно зрительным восприятием тождественных
образов.
Обращаем внимание на
то, что лото будет полностью служить намеченным целям только в том случае, если
при занятиях с ним и хранении будет царить не нарушаемый дидактический порядок.
Весь материал хранится в специальной коробке: таблицы кладутся в большое
отделение; для карточек имеется 8 маленьких отделений, в которые вмещается по
15 карточек, подобранных по темам. Карточки подбираются старшими детьми по
содержанию или по представленным в их углах отметкам-фигурам. Соблюдение такого
порядка не только имеет дидактическое значение, но и служит интересам
дисциплины.