РАССКАЗЫВАНИЕ

Во время изложения перебивать детей можно только в случае крайней необходимости. Если изложение идет хоть сколько-нибудь гладко, надо дать высказаться до конца даже в том случае, если ребенок сделал пропуск. Надо всеми мерами стараться, чтобы работа была общей, чтобы в ней были заинтересованы все. Товарищи могут указать на допущенный пропуск и во обще высказаться по поводу изложения. Путем общей беседы следует выяснить его достоинства и недостатки. Если ребенок запинается, забыл, что было дальше, можно прийти к нему на помощь.

Не злоупотребляйте ненужными, нарушающими стройность изложения вопросами, главное, не требуйте так называемых «полных» ответов. Мы учим детей ре чи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи «полные ответы» хоть какую-нибудь роль? ...

Иногда можно дать план рассказа. Положим:

1- Дети отправились в лес.

Неприятное приключение в лесу.

Возвращение домой.

По нему педагог составляет рассказ.

Конкретный, по возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.

Составлять рассказы по четкому плану могут дети с 5—6 лет. Вот образец такого рассказа мальчика 5 лет 9 месяцев.

План. 1. Пропал котенок. 2. Дети его ищут. 3- Дети находят котёнка.

«Жил-был котенок Пушок, потому что он был пушистый. И были дети, которые его очень любили. Вдруг Пушок пропал. Дети искали его под кроватью, на шкафу, в кухне; звали кс-кс-кс—нигде нет! Они пошли в сад, зовут: кс-кс. Вдруг слышат высоко: мяу-мяу. Видят—на дереве сидит Пушок: он влез, а слезть не может. Мальчик Коля полез на дерево, снял Пушка и отнес домой».

В таких рассказах вымысел обыкновенно сплетается с фактами жизни самих детей. Так, у этого маленького рассказчика был котенок Пушок, и он видел, как мальчик полез на дерево, чтобы снять сидевшую там кошку.

Дети 6 лет могут придумывать рассказы по заглавиям, вроде следующих: «Ваня чуть не утонул», «Катя разбила куклу», «Приключение на катке», «Как дети вылепили снежную бабу» и т. д.

Приводим образцы рассказов, придуманных детьми 6 лет на тему «Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо».

Была только названа тема. Никакой предварительный проработки проведено не было.

Маня (6 лет 2 месяца). Учительница дала мальчику письмо отнести на почту. Он пошел. Он увидел пионеров и с ними пошел и позабыл, что надо отнести письмо. Он долго не приходил домой. Учительница увидела, что мальчик долго не приходит. Она пошла его искать и нашла у пионеров в отряде. Она увела его домой, а сама пошла отнести письмо



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101