Во время изложения
перебивать детей можно только в случае крайней необходимости. Если изложение
идет хоть сколько-нибудь гладко, надо дать высказаться до конца даже в том
случае, если ребенок сделал пропуск. Надо всеми мерами стараться, чтобы работа
была общей, чтобы в ней были заинтересованы все. Товарищи могут указать на
допущенный пропуск и во обще высказаться по поводу изложения. Путем общей
беседы следует выяснить его достоинства и недостатки. Если ребенок запинается,
забыл, что было дальше, можно прийти к нему на помощь.
Не злоупотребляйте
ненужными, нарушающими стройность изложения вопросами, главное, не требуйте так
называемых «полных» ответов. Мы учим детей ре чи, которой им придется
пользоваться в их повседневной жизни. Играют ли в этой речи «полные ответы»
хоть какую-нибудь роль? ...
Иногда можно дать
план рассказа. Положим:
1- Дети отправились в
лес.
Неприятное
приключение в лесу.
Возвращение
домой.
По нему педагог
составляет рассказ.
Конкретный, по
возможности совершенный образец того, чего от детей требуют, больше всяких
разъяснений как-то сразу ставит понимание детей на надлежащие рельсы и
облегчает дальнейшую аналогичную работу над другим материалом.
Составлять рассказы
по четкому плану могут дети с 5—6 лет. Вот образец такого рассказа мальчика 5
лет 9 месяцев.
План. 1. Пропал
котенок. 2. Дети его ищут. 3- Дети находят котёнка.
«Жил-был котенок
Пушок, потому что он был пушистый. И были дети, которые его очень любили. Вдруг
Пушок пропал. Дети искали его под кроватью, на шкафу, в кухне; звали
кс-кс-кс—нигде нет! Они пошли в сад, зовут: кс-кс. Вдруг слышат высоко:
мяу-мяу. Видят—на дереве сидит Пушок: он влез, а слезть не может. Мальчик Коля
полез на дерево, снял Пушка и отнес домой».
В таких рассказах
вымысел обыкновенно сплетается с фактами жизни самих детей. Так, у этого
маленького рассказчика был котенок Пушок, и он видел, как мальчик полез на
дерево, чтобы снять сидевшую там кошку.
Дети 6 лет могут
придумывать рассказы по заглавиям, вроде следующих: «Ваня чуть не утонул»,
«Катя разбила куклу», «Приключение на катке», «Как дети вылепили снежную бабу»
и т. д.
Приводим образцы
рассказов, придуманных детьми 6 лет на тему «Случай с мальчиком, которого
послали опустить в ящик письмо».
Была только названа
тема. Никакой предварительный проработки проведено не было.
Маня (6 лет 2
месяца). Учительница дала мальчику письмо отнести на почту. Он пошел. Он увидел
пионеров и с ними пошел и позабыл, что надо отнести письмо. Он долго не
приходил домой. Учительница увидела, что мальчик долго не приходит. Она пошла
его искать и нашла у пионеров в отряде. Она увела его домой, а сама пошла
отнести письмо