РАССКАЗЫВАНИЕ

Для лиц, затрудняющихся выбором тем для рассказов, можно указать на источник, к которому отсылала молодежь А. М. Калмыкова,— это азбука Л. Н. Толстого. Помещенные уже на первых ее страницах маленькие кусочки всегда с жизненным, могущим заинтересовать содержанием, написанные языком, обусловленным требованиями методики обучения чтению, выдвигают массу тем для рассказов. Например:

Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.

Сиди крепче на седле, держись за гриву. На елке были шишки Дети взяли эти шишки, снесли полные шапки.

 Два волка вышли прямо на меня и стали на бугре. Мне стало жутко.

Таких тем много, и притом самых разнообразных. Но это только темы. Их надо развить, переработать в рассказ. Педагог должен упражнять в себе соответствующее умение.

К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. При планировании занятий отмечаются и часы рассказа, но часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога.

Чтобы научиться говорить, надо возможно больше говорить самому. Но само собой разумеется, рассказывание детей ни в коем случае не должно носить характера урока, чего-то предписанного и принудительного, преследующего какую-то постороннюю цель, вне самого рассказа лежащую. Ценность и значение рассказа в нем самом, в том интересе, который он возбуждает в 'ребенке-рассказчике и взрослом-слушателе. Если последний не испытывает этого интереса, все воспитательное значение детского рассказа пропадает.

Рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать. 1 Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна (' быть естественная, непринужденная. Дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодушевляют последнего.

Можно ли сопровождать рассказ демонстрированием картинок? Это зависит от особенностей и сущности рассказа. Художественный рассказ или сказку, конечно, нельзя: показ картин нарушит цельность впечатления. Однако существует категория рассказов, рассчитанных главным образом на маленьких детей. Чтение этих рассказов требует одновременного показа иллюстрации. Примером этого может быть книжечка К. Чуковского «Цыпленок». Но и в этом случае картинки должны быть таковы и так предлагаться детям, чтобы интерес и ход их мыслей не оторвались от содержания рассказа.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101