ЗНАЧЕНИЕ ЛЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«Природа в своих явлениях очень рано обращается к человеку,— говорит Фребель, — но речь ее так тиха, так тиха, что еще не развитой ум ребенка, еще не привычное на этой ступени ухо с трудом воспринимают ее звуки и речь. Правда, ребенок чувствует их, но не умеет их себе объяснить, перевести на свой язык; он желал бы высказать свои чувства и впечатления, но для этого он не находит слов». Эти слова могут быть ему подсказаны в виде вовремя предложенной песни или стихотворения.

Серый, холодный неприветливый осенний день не вызовет проявлений внутренней жизни; их взбудоражит, зажжет ликующий, яркий день весны или лета. Наибольшее число стихов и песен о природе, с которыми мы знакомим детей, должны быть связаны с летними впечатлениями.

Часто не все художественные образы, представленные в стихотворении, понятны детям- И это не важно, лишь бы было понято стихотворение в целом. Одно временное восприятие картины природы и живописующего ее поэтического слова содействует пониманию поэтических образов текста стиха. Чтобы дети глубже поняли прелестное стихотворение Жуковского «Жаворонок», его следует им прочесть на поле при виде рдеющего на заре леса и поющего в лазури жаворонка, и слова «рдеющий», «лазурь» без объяснений заполняются конкретным содержанием.

Ничто так не вдохновляет поэтов, как природа, и можно с уверенностью сказать, что нет ни одного ее явления, которое не получило бы отражения в том или другом стихотворении. Многие из этих стихотворений дети знают, но знают в большинстве случаев оторванно от живых конкретных восприятий. Большинство детей не понимают значения слова «тая» в стихотворении Майкова «Дождались мы светлого мая, цветы, и деревья цветут...» Они воспринимают его как звук, необходимый для размера стиха, для рифмы- Обратите их внимание на тающие в небе облака, при том прочтите этот стишок, и это слово оживет, станет абсолютно конкретно.

Полюбуйтесь, как «по полю, полю чистому, по бархатным лужкам бежит, струится реченька» и «кусты цветов лазоревых, любуясь в ней, цветут», как «в речке, в прибрежной тени, резвые рыбки стадами гуляют», и хорошо известная речка предстанете новом освещении.

Выйдите с детьми в сад, когда кругом «ночь и тишина, полная луна лишь одна не спит», — и они ощутят тишину и прелесть летней ночи.

Поздним летом, гуляя с детьми, обратите их внимание на характерные приметы осени и прочтите им пре красное стихотворение Грекова:

нивах золотистых, И покраснел уже вдали ковер лугов, И зрелые плоды висят в садах тенистых. Приметы осени во всем встречает взор: Там тянется, блестя на солнце, паутина, Там скирд виднеется, А там через забор кистями красными Повиснула рябина и т. д.

Художественное слово углубит и закрепит представления, которые дети воспринимают чувственно, воочию. И какие яркие образы воскресит в их памяти то же стихотворение, когда вы им прочтете его поздней осенью или зимой!

Неизменным спутником стихотворения является песня. Летом, на открытом воздухе, возбуждаемая радостным эмоциональным настроением детей, она звучит иначе, чем зимой в спертой атмосфере комнаты. Сов местное воздействие художественного слова и мелодии, опирающееся на чувственные восприятия детей, эстетически воспитывает, развивает слух и облагораживает в большинстве случаев бедную речь детей.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101