ПРИЛОЖЕНИЯ

Разнообразные виды лото занимают издавна заслуженное почетное место среди дидактических игр-пособий. Выдвигая тот или другой образовательный материал, соответствующий дидактической за даче, поставленной его составителем, лото служит целям систематизации, оживления и укрепления определенного плана представлений, проверки таковых и развертывает широкие возможности для развития языка детей. Являясь занятием коллективным, оно служит интересам социального воспитания.

Настоящее лото в полной мере преследует все эти цели. Вы двигаемые им темы (общежития): лес, луг, поле, река, сад фруктовый, сад городской и деревня — отражают близкие и знакомые детям элементы окружающей их среды. Темы эти представлены соответствующими таблицами-картинами. На обратной стороне каждой таблицы в виде небольших картинок изображены предметы, связанные с представленным на основной картине общежитием.

Само собой разумеется, что дети должны приобретать представления об общежитиях и объектах природы на основе наблюдения и действенного восприятия подлинной природы. Картина же, а в данном случае лото, служит лишь для оживления воспринятых из природы впечатлений и использования таковых в образовательных целях. Из этого вытекает, что наше лото назначается для детей, обогативших более или менее сознательно запас своих представлений соответствующим материалом, что может иметь место только в старшем дошкольном возрасте (0—8 лет).

Способы игры

Игра № 1. Называние картинок (номенклатура) Каждому из играющих детей дается по таблице-картине, которая кладется перед ребенком на стол мелкими картинками вверх. Карточки с картинками перемешиваются и размещаются посреди стола картинками вниз. Дети берут поочередно по карточке и называют изображенный на ней предмет: курицу с цыплятами, волка, ромашку и т. д. Нашедший этот предмет у себя накрывает ее кар точкой, причем карточка кладется картинкой вниз в нужном направлении, т. е. цветок венчиком вверх, а стебельком вниз и т. п. Заполненная таким образом таблица приводит к синтезу, дает картину определенного общежития — лес, сад и т. д.

Игра №2 — то же (составление распространенных предложений)

Способ игры тот же, но дети произносят не одно название пред мета, а составляют по существу распространенное предложение, на пример: «Лошадка со своим жеребеночком вышла погулять на луг» или: «Волк пробирается по снегу между деревьями» и т. п.

И г р а № 3 — то же. Загадки

Дети связывают изображенное на карточке с загадкой, напри мер: «Белые луговые цветы с белыми лепестками и желтой серединой». (Ромашка.) Или: «Плод круглый вкусный, растет на дереве». (Яблоко.) Или: «Дерево, растущее у воды». (Ива.) И т. п.

Игра № 4. Систематизация по общежитиям

Способ ведения игры тот же, что и в игре № 1, но ребенок, взяв со стола карточку и назвав изображенный на ней предмет, определяет, к какому общежитию он относится. Например: огурцы — огород, сноп — поле, фонтан — городской сад и т. п., причем он передает карточку товарищу, на таблице которого представлено означенное общежитие.

Приступая к игре, каждый из детей берет определенную таблицу и, связывая с представленной на ней темой тот или другой называемый предмет, требует карточки, относящиеся к его теме.



Читать дальше

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101