Разнообразные виды
лото занимают издавна заслуженное почетное место среди дидактических
игр-пособий. Выдвигая тот или другой образовательный материал, соответствующий
дидактической за даче, поставленной его составителем, лото служит целям
систематизации, оживления и укрепления определенного плана представлений,
проверки таковых и развертывает широкие возможности для развития языка детей.
Являясь занятием коллективным, оно служит интересам социального воспитания.
Настоящее лото в
полной мере преследует все эти цели. Вы двигаемые им темы (общежития): лес,
луг, поле, река, сад фруктовый, сад городской и деревня — отражают близкие и
знакомые детям элементы окружающей их среды. Темы эти представлены соответствующими
таблицами-картинами. На обратной стороне каждой таблицы в виде небольших
картинок изображены предметы, связанные с представленным на основной картине
общежитием.
Само собой
разумеется, что дети должны приобретать представления об общежитиях и объектах
природы на основе наблюдения и действенного восприятия подлинной природы.
Картина же, а в данном случае лото, служит лишь для оживления воспринятых из
природы впечатлений и использования таковых в образовательных целях. Из этого
вытекает, что наше лото назначается для детей, обогативших более или менее
сознательно запас своих представлений соответствующим материалом, что может
иметь место только в старшем дошкольном возрасте (0—8 лет).
Способы игры
Игра № 1. Называние
картинок (номенклатура) Каждому из играющих детей дается по таблице-картине,
которая кладется перед ребенком на стол мелкими картинками вверх. Карточки с
картинками перемешиваются и размещаются посреди стола картинками вниз. Дети
берут поочередно по карточке и называют изображенный на ней предмет: курицу с
цыплятами, волка, ромашку и т. д. Нашедший этот предмет у себя накрывает ее кар
точкой, причем карточка кладется картинкой вниз в нужном направлении, т. е.
цветок венчиком вверх, а стебельком вниз и т. п. Заполненная таким образом
таблица приводит к синтезу, дает картину определенного общежития — лес, сад и
т. д.
Игра №2 — то же
(составление распространенных предложений)
Способ игры тот же,
но дети произносят не одно название пред мета, а составляют по существу
распространенное предложение, на пример: «Лошадка со своим жеребеночком вышла
погулять на луг» или: «Волк пробирается по снегу между деревьями» и т. п.
И г р а № 3 — то же.
Загадки
Дети связывают
изображенное на карточке с загадкой, напри мер: «Белые луговые цветы с белыми
лепестками и желтой серединой». (Ромашка.) Или: «Плод круглый вкусный,
растет на дереве». (Яблоко.) Или: «Дерево, растущее у воды». (Ива.) И
т. п.
Игра № 4.
Систематизация по общежитиям
Способ ведения игры
тот же, что и в игре № 1, но ребенок, взяв со стола карточку и назвав
изображенный на ней предмет, определяет, к какому общежитию он относится.
Например: огурцы — огород, сноп — поле, фонтан — городской сад и т. п., причем
он передает карточку товарищу, на таблице которого представлено означенное
общежитие.
Приступая к игре,
каждый из детей берет определенную таблицу и, связывая с представленной на ней
темой тот или другой называемый предмет, требует карточки, относящиеся к его
теме.