УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Каждое слово именует
определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка
отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им
приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое
соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в
первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым
суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо
бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о
которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности
способствую созданию образов и представлений, долженствующих при правильном
руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с
маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и
наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его
свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его
качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с
предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия,
опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль,
значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и
совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура
наблюдательности.
Но по мере развития
ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития
увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в
более широком иоле для своего раз вития, в большем просторе для суждения. Путь
опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных,
все осложняющихся восприятий.
Многие достояния
культурной жизни людей не мо гут быть изучены путем опыта и личного наблюдения.
Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала,
приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений,
чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на
развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для
развития его речи.
Заботясь о расширении
запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет
слова-представления, а не слова-звука.
Все виды занятий, о
которых мы говорили в предшествующих главах, служат этой цели. Но существует
ряд специальных методических упражнений речи, цель которых— расширение
лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего до
школьного возраста при условии ведения их живо, не принужденно, с учетом
возрастных интересов и возможностей.