ГРАМОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Когда ребенок постигнет слияние звуков и в его жизнь войдет книга, чтение вступает в ряд факторов развития его речи. На первых порах это фактор только второстепенного значения; основным остается звучащая речь, воздействующая на главного посредника в деле развития человеческой речи — на слух человека. Источником, обогащающим круг представлений и словарь детей, остается по-прежнему окружающий их материальный и социальный мир, воспринимаемый ими в наблюдении, в игре, в труде.

Книга как фактор развития языка вступит в жизнь детей во всем своем значении позднее, в школьный период, когда дети овладеют беглым чтением.

Так называемые книжки-картинки, предоставляемые детям уже преддошкольного возраста, являются в сущности просто собранием картинок, объединенных и ногда общим содержанием или темой. Имеющийся в этих книжках литературный текст не нужен. Нужны ли им вообще эти книги? Неустойчивое внимание малышей не позволяет им сосредоточиться ни на одной картинке, неудержимо влечет их вперед — хочется узнать, что там дальше; страницы беспорядочно переворачиваются в по гоне за новыми, скользящими по их сознанию восприятиями. Малышам 2—4 лет нужны не книжки, а отдельные картинки, из которых каждая имеет самодовлеющую ценность, каждая может быть рассмотрена сама по себе.

Мы считаем, что иллюстрации к рассказу, сказке для маленьких детей должны быть представлены в виде от дельных картинок, вложенных в папку или переплет, которые сами дети могут подбирать. Книжки, назначаемые для этого раннего возраста, мы преобразуем соответствующим образом: вырезаем картинки из двух на это обреченных книжек, наклеиваем их на папки, текст отбрасываем и вкладываем все в конверт с соответствующим заглавием. Но все виды занятий с таким пособием являются в сущности занятиями по картинкам, по рассказыванию и отношения к чтению не имеют.

К 5 годам дети начинают определенно интересоваться книгой, и таковая должна быть им предоставлена. С этого возраста необходимо приучать детей к обращению с книгой. Но пятилетние дети тоже еще не читают, и книга продолжает влиять на их развитие посредством представленных в ней картинок и участия взрослого, излагающего им ее содержание. И только когда ребе нок научится читать, книга вступает в его жизнь как фактор развития речи первенствующего значения.

Книга для детей, лишь приступающих к самостоятельному чтению, должна удовлетворять следующим требованиям: она должна быть привлекательна по внешности, напечатана крупным четким шрифтом, буквенный и звуковой состав слов и структура предложений должны быть методически обоснованны; содержание ее должны составлять коротенькие рассказики, сказочки, причем фабула должна развертываться параллельно в тексте и в иллюстрирующих его грамотных, по возможности художественных картинках.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101