ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещем. «Вещь есть сущность, а слово — нечто случайное, пещь — это тело, а слово — одежда, вещь — зерно, а слово — кора и шелуха. Следовательно, то и другое нужно предоставлять человеческому уму одновременно, но сперва — вещь, как объект, не только познания, но и речи» (Коменский). Правильное восприятие предметов, являющееся самой главной умственной работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств. Сенсорное и речевое развитие ребенка совершается в теснейшем единении. Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи.

Накопление представлений, знаний происходит через восприятия, а потому забота о развитии речи должна сопровождаться заботой о раз витии органов чувств и восприятий. Первые восприятия ребенка поступают из окружающего его мира. Па нас, педагогах, лежит обязанность помочь детям ориентироваться в окружающей их действительности, руководить развитием их наблюдательности при ознакомлении с окружающим как в стенах помещен пни, гак и вне этих стен. Ушинский, наблюдавший, как в народных школах Швейцарии ведется обучение языку в неразрывном единении с ознакомлением детей с окружающим миром вещей, природы, говорит: «Легко себе представить, столько ярких, верных действительности образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного, осязательного курса... Как светло, как сознательно и разумно может взглянуть дитя после такого курса на окружающий мир!..

Этот курс вводит детей в науку, но не как в мертвую груду книг, а как в живое изъяснение мира, исполненного жизни. Кроме того, подобный курс дает богатейший и разнообразнейший материал при изучении родного языка. Из пего черпается содержание для всех упражнений детей и выражении своих мыслей и содержание живое, изученное наглядно, осязательно, а не те теин из мира мечты, которыми занимаются иногда наши ученики». Дети часто черпают содержание для своей речи не из живого, наглядного, осязательного наблюдения, а из беспочвенных бесед, словесных «уроков».

Мы придаем огромное значение руководству наблюдением детей, накоплению ими ярких, верных действительности, конкретных образов и оживлению их словом. Еще раз обращаем внимание на то, что забота о по строении речи детей должна идти рука об руку с заботой о поднятии ценности ее содержания. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит: «У «ас не осознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а, напротив, надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

Читать далее

Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101