Если бы матери в
должной степени понимали, какое громадное значение для духовного и
всестороннего раз вития детей имеет обдуманное, соответствующее их интересам и
психологии словесное общение с ними, они, вероятно, находили бы больше времени
для занятий со своими детьми.
От простой, понятной
песенки, сказки, образно и увлекательно рассказанной где-нибудь на диване,
вмещающем и мать и детей, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа
за столом, у которого собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно
впитывает впечатления добра и красоты, оставляющие с ней неизгладимые следы.
Припомним роль, которую сыграли в духовном и художественном развитии Пушкина
рассказы и сказки Арины Родионовны, восторжен но благоговейное воспоминание,
которое Гёте на всю жизнь сохранил о рассказах своей матери.
Какое бы это было
благо, и не только для отдельного ребенка, но для культуры народа, если бы
родители, семья поняли, что язык есть главный предмет в деле воспитания, поняли
все значение собственной роли и ответственности в деле развития языка
подрастающего поколения. Устраняя себя от этой роли, передавая ее школе или
другим учреждениям и лицам, они причиняют своим детям огромный и трудно
поправимый вред.
Семья является той
ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и
воображение ребенка, его вкусы и интересы, а ведь все это и является
преддверием, фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. В
семье создается то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное
чтение детей, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживленные беседы с
родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало
быть и развитию их языка.
В семье, где высоко
поднято знамя родного языка, из повседневной жизни которой не выброшена родная
литература, где властно царит живое художественное слово, развивается речь
ясная, образная и литературная, где горячо поддерживается и поощряемся малейшее
проявление литературных вкусов и исканий, язык нормального ребенка не может не
развиваться правильно и всесторонне, не могут не формироваться здоровые
литературные навыки и вкусы.
Развитие языка детей,
любви к родному языку, здоровых литературных вкусов—дело первейшей и
существеннейшей важности. Служить этому делу самоотверженно и в полном единении
должны и школа и семья, но последней принадлежит при этом начальная и
первенствующая роль.