Картинку, намеченную
для составления рассказа детьми, заблаговременно вывешивают в определенном
месте. Детям нужно дать время с ней познакомиться, хорошенько рассмотреть.
Рассказывают дети поочередно. Прерывать рассказчика не следует. Все замечания
делаются в конце-
Составлять рассказы
по картинке дети должны не только индивидуально, но и коллективно. Вначале в
таком занятии участвует сам педагог: он его ведет, не дает детям уклоняться от
темы, путем наводящих вопросов помогает им тему развивать, освещать ее наиболее
существенные стороны. Дети высказываются, вносят в содержание рассказа те или
другие, иногда противоречивые подробности, спорят, приходят к соглашению. По
окончании этой предварительной работы кто-нибудь из детей излагает рассказ в
связном виде. Такая коллективная работа, сопровождаемая обменом мнений, особенно
ценна для развития мышления и языка.
Приводим рассказ,
коллективно составленный во семью детьми 7 лет по картинке «Читающие мальчики»:
«На опушке леса стоял
небольшой деревянный домик. В нем жила вдова с двумя сыновьями — Колей и Ваней.
У них была собака. Мальчики жили очень дружно. Собаку звали Дружок. Это было
летом. Мама этих мальчиков была сельской учительницей. Коля и Ваня учились в
школе, и у них было много товарищей.
Один раз под вечер,
когда Коли и Ваня кончили уроки, к ним в дверь постучались. Оказалось, что к
ним пришли школьные товарищи — Костя и Митя. Когда дети поздоровались, Коля
сказал: «У нас есть очень интересная книга, мы ее взяли в школе, в библиотеке;
пойдем на крыльцо, мы почитаем и посмотрим картинки». Они пошли и сели на крыльцо,
на ступеньках.
Вдруг слышат сзади
шаги. Обернулись, видят—бежит Дружок. Он сел рядом с ними. Коля читал вслух, и
все слушали. Умная собака тоже внимательно слушала и ни разу не помешала. Они
прочли два рассказа. Потом мама Коли и Вани постучала в окно и позвала детей
пить чай. Мальчики выпили чаю, поблагодарили, и Костя и Митя пошли домой, а
Ваня и Коля остались в ком нате. Скоро надо было ложиться спать»
В дальнейшем группе
старших детей можно поручать составлять рассказ по картинке без участия
руководителя. Они совместно обдумывают его подробности и в законченном виде
рассказывают другим товарищам.