ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Многие педагоги склонны злоупотреблять хоровым произношением стихов детьми. Это большая ошибка. Существует вид декламационного искусства, так называемая хоровая декламация, но это искусство недоступно детям дошкольного возраста. Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают манеру крикливого, бессмысленного чтения, убивающего вся кую индивидуальность. Надо возможно чаще привлекать детей к индивидуальному чтению стихов, руководить выразительностью чтения каждого примером свое го чтения, обращать внимание на удачное исполнение и никогда не заставлять детей читать первому встречному ради показа, из тщеславия.

Каждое новое стихотворение, впервые преподносимое детям, должно быть в первую очередь им прочитано, воспринято слухом в виде выразительного, по возможности художественного чтения. Требование это должно соблюдаться и в том случае, если мы имеем дело с хорошо читающими детьми.

Но где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы.

Гуляя с детьми весной, мы натолкнулись на пробившийся из-под старого валежника цветок. Мы его рас смотрим и тут же прочтем стишок:

Из-под старого валежника, У сухого пня,

Голубой глазок подснежника Смотрит на меня.

Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина.

Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык. «Была на небе румяная тучка и растаяла»,— сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на небо, окрашенное вечерней зарей.

Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям.

Руководительница должна не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных ею стихотворений наизусть. В каждый под ходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к ее услугам.

Рекомендуем подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. В нашей практике мы сами составляем подбор картинок к стихотворениям, которые предлагаем детям.

Настает весна. В плане мы перечисляем стихи, которые намерены дать детям. К каждому из них мы подбираем картинку. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомним, они забудут о нем.



Страницы: Оглавление, 1, 2, 3, 4, 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 , 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 , 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32 , 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, , 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 , 60, 61, 62, 63 , 64, 65, 66, 67, 68, 69 , 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 , 77, 78, 79, 80, 81, 82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96 , 97, 98, 99, 100, 101