Малыш подрастает - Как помогать малышу слушать и говорить. ч 2
Говорите с малышом о тех вещах, которые ему интересны. Не обязательно говорить с ним только о том, что он видит в данный момент. Главное, чтобы ему было понятно, о чем идет речь. Допустим, гуляя сегодня по парку, вы с ним видели белку и при этом несколько раз сказали ему что-то вроде «Смотри-ка, белочка грызет орехи». Если вечером вы поговорите с ним об этой белке, он, наверное, не все поймет из вашего разговора, но ключевые слова «белочка», «орех» наверняка привлекут его внимание, и суть ему будет ясна.
Не бойтесь переиграть: чем больше «указующих» жестов и восклицаний вы используете в разговоре, тем лучше. Малышу намного понятнее, когда в разговоре ему указывают на те вещи, о которых говорят или к которым стремятся привлечь его внимание. Пусть это будет немного похоже на «вдалбливание», ничего страшного в этом нет. Не бойтесь выражать свои положительные эмоции. Малыш схватывает вашу интонацию, и на него она действует заразительно. Старайтесь понять, что малыш хочет сказать. Если по вашей реакции малыш поймет, что вы внимательно к нему прислушиваетесь, это послужит для него еще одним стимулом в его попытках говорить. Ему также важно знать, что вы всегда готовы откликнуться на любую его попытку речевого общения и что ваше понимание будет зависеть от того, какое слово он произнес: правильное или ошибочное. Например, сидя на своем стульчике, он произносит какое-то одному ему понятное слово и куда-то при этом показывает. Проследите за его взглядом и назовите вслух все те предметы, среди которых может находиться и тот, который имеет в виду малыш. Если вы угадаете, он повторит при этом свое слово-самоделку и радость его будет огромна.
Если он ползает и что-то ищет, повторяя с вопросительной интонацией какое-то слово, присоединитесь к его поискам. Когда это «что-то» будет найдено, радость малыша оттого, что вы его поняли, вознаградит все ваши труды.
Помогайте малышу употреблять «правильные» слова. Играя с ним, откатите мячик так, чтобы он видел куда, и попросите принести его. Когда он это сделает, похвалите его, подтвердив этим, что он понял вас правильно, и еще раз скажите нужное слово: «Вот какой молодец, принес мячик!» Не поправляйте малыша и не притворяйтесь, что не понимаете его слов-самоделок.
Если вы будете поправлять малыша и заставлять произносить то или иное слово правильно, это только утомит его. Кроме того, ваши поправки ни к чему не приведут, потому что, как мы говорили выше, малыш не подражает языку взрослых, а осваивает его в развитии. Его слова-самоделки превратятся в правильные слова сами по себе, без ваших подсказок.
Пытаться делать вид, что вы не поднимаете малыша, когда он говорит неправильно, значит обманывать его. Языковое общение между вами состоялось, ведь вы его поняли, и, отказываясь признать это, вы нарушаете его языковое развитие. Он не может сразу употребить правильное слово, и пока лучшее, что он может, это произнести слово-самоделку. Помните также, что на первом этапе речь малыша стимулируется удовольствием, лаской и возбуждением, и если не давать ему бутылочку до тех пор, пока он не скажет «молоко» вместо «ба-бо», это вызовет у него обиду и огорчение, а вместо правильного слова вы, скорее всего, услышите плач.
|