Первые шаги - Формирование понятий у двухлетнего ребенка
Научившись определять различия и сходство между предметами и мысленно группировать их по признакам, малыш тем самым подготовился к еще одному значительному шагу в своем умственном развитии. Взрослые организуют получаемые ими от окружающего мира ощущения при помощи того же метода группировки, но более усложненного.
Мы отсеиваем, сравниваем, противопоставляем и группируем бесчисленные предметы, факты, идеи, чувства и формируем на этой основе сложные понятия, помогающие нам присоединять новую информацию к тому, что мы уже знаем, и свободно общаться с другими людьми на основе уже имеющихся знаний. Если, например, я говорю вам о насекомых, вы сразу же поймете, что имеется в виду. Мне не надо будет тратить время на объяснение того, что насекомые — это живые существа (а не творение человеческих рук), что они меньше, чем слоны, и т. д. И вы, и я владеем понятием «насекомое» и на основе этого ведем наш разговор.
Подобным же образом, если вы рассказываете мне о ревности, я знаю, что речь идет о неприятном чувстве зависти и потери. Вам нет нужды объяснять мне понятие «ревность», потому что мы обе знаем, что это такое.
Для обозначения понятий нам служат слова языка.. Отсюда ясно, что формирование понятий у малыша будет затруднено до тех пор, пока он не начнет употреблять слова.
|