Грудной ребенок - Как оптимально использовать время для игры
Выбирайте игру сообразно настроению ребенка. Как и всем взрослым, младенцу нравится играть в разные игры—в зависимости от настроения. Когда настроение у него ровное, добродушное, ему нравится играть в шумные, веселые игры, «возиться», «драться». Они позволяют ему почувствовать умение управлять собственным телом, насладиться тем, чему он уже хорошо научился. Однако, если он устал или нездоров, такие игры лишь напугают его, доведут до слез. Он воспримет ту же игру как рукоприкладство.
Порой у него возникает желание, чтобы его приласкали, он наслаждается тем, что его гладят, целуют, тихо говорят что-то ласковым голосом. Но тот же ребенок ощутит ваше поползновение приласкать как попытку покуситься на его свободу, если он раззадорен игрой, не может угомониться.
Когда же ребенок устал, голоден или вот-вот заплачет, ни одна игра ему не нужна: ему нужно спать, или есть, или получить от вас утешение.
Когда вы играете с ребенком, учитывайте скорость его реакции. Она гораздо медленнее вашей, особенно если предложенная ему игра использует его возможности на сегодня до предела. Если он принимает в игре полноправное участие, вы должны заставлять себя вести игру с удобной для него скоростью. К примеру, вы задали ему вопрос и подождали ответной реакции лишь несколько секунд, а потом от нетерпения сказали что-то еще — и вот его ответ в игре не «сработал». Не спешите, может, ему потребуется не пять, а пятнадцать секунд, чтобы найти правильный звук в ответ на ваш вопрос.
Если вы протянули ребенку игрушку, чтобы он взял ее, и, потеряв терпение, сами вложили ее ему в руку — вы помешали ребенку проявить себя, свои возможности. Подождите, дайте ему время самому ухватиться за игрушку; дайте ему время выполнить ту небольшую задачу, что вы перед ним поставили.
Если вы улыбнулись ребенку, лежащему в кроватке, послали ему воздушный поцелуй и тут же отвернулись — вы опять не дали ему принять участие в этой игре. Возможно, он собирался улыбнуться вам, только вы сами не дали ему это сделать. Он и улыбнется, но будет озадачен: улыбаться приходится теперь вашей спине.
Учитывайте характер ребенка, его наклонности. Каждому ребенку нужна своя интенсивность впечатлений от игры, достаточно большая, чтобы заинтересовать его, по не настолько, чтобы ребенок был ошеломлен происходящим, растерялся, расхотел играть. Один пятимесячный ребенок будет визжать от удовольствия, если его подбрасывать на руках, другой — донельзя испугается. Тихая колыбельная песенка вызовет улыбку на лице одного и желание подпеть вам, а другой ребенок вовсе не заметит, что что-то происходит. Вы сами лучше всех знаете своего ребенка; следите за его реакциями на игру —и вы сможете очень точно выдерживать необходимую меру в вашей игре.
Почаще давайте ребенку играть раздетым. К двум-трем месяцам большинство детей с огромным удовольствием играют раздетыми — а ведь совсем недавно они поднимали невероятный крик, если вы обнажали хотя бы часть их тела. Нет ничего лучше, чем играть голышом. Ребенок в это время может легче освоить новые для него движения, повороты и прочее, поскольку одежда и пеленки не сковывают его; он может «обнаружить» новые для себя части тела, поскольку обычно они скрыты одеждой. Быть голышом — это совершенно новые осязательные ощущения: кожи ребенка касается теперь не материя, а солнечные лучи и воздух. Новые ощущения испытаете и вы при виде очаровательного, «вкусного» тельца.
Однако надо помнить, что ребенку должно быть тепло, что ему не должна грозить опасность ушибиться. Идеальное место для игры в этом возрасте — середина дивана или двуспальной кровати, на которой положено махровое полотенце или мягкое нешерстяное одеяльце, правда, это хорошо до тех пор, пока ребенок не научится переворачиваться. На улице нет лучше места для игры голышом, чем на травке под деревом, на подстилке, но, конечно, в теплую погоду.
|